Как изменится налогообложение в Беларуси в 2017 году? : Новости :: Бизнес лидер
22 декабря 2016 г. 08:20

Накануне во время пресс-конференции, организованной БЕЛТА, руководитель главного управления методологии налогообложения организаций белорусского МНС Игорь Скринников сообщил, что страна сможет улучшить позиции в рейтинге Doing Business, составляемом Всемирным банком, за счет совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость.
Специалист напомнил, что с нынешнего года критерии оценки были изменены. На данный момент одним из наиболее значимых критериев, по которым ВБ оценивает систему налогообложения, являются порядок и сроки возврата сумм налоговых вычетов по НДС. По его словам, Беларусь готова работать в данном направлении. В частности, с 1 января предстоящего года для расчетов по НДС и применения налоговых вычетов будут использоваться исключительно электронные счета-фактуры. При этом первичные документы для проведения таких налоговых вычетов применяться не будут.
Игорь Скринников отметил, что в дальнейшем будет проведен анализ динамики исполнения налоговых обязательств по НДС и рассмотрены возможности сокращение времени и увеличения возврата сумм превышения налоговых вычетов по НДС. Предполагается, что такой подход позволит стране вернуть свои позиции в Doing Business в разделе «Налогообложение».
Представитель МНС рассказал, что на данный момент практически все плательщики налога на добавленную стоимость применяют электронные счета-фактуры. Все эти плательщики зарегистрированы на едином портале. К тем плательщика, которые не будут выставлять электронные счета-фактуры, могут применяться меры административного взыскания.
Игорь Скринников уточнил, что этому вопросу сейчас уделяется большое внимание, до всех заинтересованных доводится соответствующая информация. Он признал, что пока не все плательщики осуществляют выставление ЭСЧФ в полном объеме, назвав вторую половину нынешнего года переходным периодом в данной сфере.
Кроме того, специалист подчеркнул, что административная ответственность за невыполнение плательщиком своих обязательств в части предоставления в налоговые органы необходимых сведений не означает, что все отклонения обязательно повлекут за собой такую ответственность.
Он также пояснил, что отклонения выявляются автоматически, плательщику при этом направляет уведомление, и он может представить соответствующие пояснения. Меры ответственности к плательщику будут применяться только в том случае, если налоговые органы убедятся, что причиной отклонений стала фактическая неуплата налога.
К слову, 21 декабря Палатой представителей Национального Собрания Беларуси был в первом чтении принят законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов за счет умышленного занижения налоговой базы. По словам главы МНС Сергея Наливайко, в Уголовный кодекс будут внесены соответствующие изменения. Он пояснил, что речь идет о непредоставлении документов, на основании которых исчисляются налоги и сборы.
Документ предусматривает ужесточение ответственности за уклонение от уплаты налогов, а также увеличение пороговых барьеров крупного и особо крупного ущерба. Так, крупный ущерб будет составлять от 2 тысяч базовых величин, особо крупный – от 3 500 БВ. В то же время в Кодекс об административных правонарушениях войдут нормы, усиливающие ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Что касается взимания НДС с зарубежных компаний, оказывающих электронные услуги, Игорь Скринников пояснил, что МНС разработает упрощенный порядок их регистрации и постановки на учет. Он напомнил, что налог на добавленную стоимость будет взиматься с таких компаний с 1 января 2018 года, для данного вида услуг предусмотрена специальная упрощенная форма налоговой декларации. В целом речь идет о дистанционной постановке на учет, соответствующую работу планируется провести в первой половине следующего года.
Специалист подчеркнул, что взимание НДС не приведет к уходу компаний, оказывающих электронные услуги, с белорусского рынка. Он рассказал, что аналогичный подход действует в странах ЕС, а в России он будет применяться с 1 января 2017 года. Он также отметил, что сейчас порядка 80% рынка в республике принадлежит пяти крупным компаниям, которые готовы соблюдать новые правила и полностью исполнять налоговые обязательства.
Текст: Светлана Пономарева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.